Меню сайта

Категории раздела
Консультации [53]
Здесь Вы можете найти консультации для родителей и педагогов
Конспекты занятий [17]
Документация [1]
Уголок учителя - логопеда [5]
Праздники [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


"Ребята - логопята"


Воскресенье, 19.05.2024, 11:20
Главная » Статьи » Уголок учителя - логопеда

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Поэтому проблема повышения графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие труд¬ности испытывают дети, когда им приходится выпол¬нять действия, требующие точности, выверенности и синх-ронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных дей¬ствий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудно¬сти, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых дей¬ствий.
Дошкольная работа по развитию графомоторных навыков не предусматривает целенаправленного обуче¬ния рисованию и письму. Основная задача — развитие двигательных и познавательных способнос¬тей. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга:
• формирование и совершенствование мелкой мотори¬ки пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
• умение правильно держать карандаш, ручку, флома¬стер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
• формирование зрительномоторных координации.
2. Речевой области коры головного мозга:
• формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и на¬выков.
5. Пространственных ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Формирование навыков учебной деятельности:
• умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
• умение действовать, повторяя показанный образец.
Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения. Другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.Игры-упражнения учитыва¬ют эти особенности, дают детям возможность не испыты-вать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных дви¬жений рук, т. к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способ¬ствуя ее развитию. Важно равным образом развивая тонкие движе¬ния пальцев обеих рук.
Вспомним сказанное И. П. Павловым:«...развитие фун¬кций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимуще¬ства и в интеллектуальном развитии, поскольку речь тес¬нейшим образом связана с мышлением».
Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и пра¬вым. Левое полушарие ответственно за формально логическое (понятийное) мышление и речь. Правое полушарие, освобожденное от этих задач, получило возможность целиком переключаться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.
Такая « межполушарная специализация» — явление не врожденное, а вырабатываемое. Все зависит от конкретной направленности развития способностей личности в процес¬се воспитания с раннего детства. Поэтому приучать детей к занятиям нужно с простых и легких упражнений, т.к. ребенку трудно увидеть и воспринять обра¬зец с первого раза. К каждому ребенку необходимо найти дифференцированный подход. Он не различает деталей предмета и не может выделить части из целого. Часто это связано с дефектом восприятия или с плохим зрением. В таком случае, очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и толь¬ко после этого начинать работать. И наоборот, ребенок ви¬дит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображе¬ние, но не видел, как его делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по показу взрослого. Но и в этом случае требуются подроб¬ные пояснения.
Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенству¬ем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е. вырабатываем двигательный на¬вык, а также индивидуальный стиль движений как тако¬вых, что очень важно как в игровой, так и в учебной дея¬тельности.
Каким же образом можно развивать графомоторные навыки у дошкольников? Какие упражнения – игры можно использовать на занятиях? Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги , проволоки и др. материалов. А также самомассаж кистей и пальцев рук с использованием пружинок (суджоки), колючих мячей, карандашей, бигудей, грецких орехов, шариков Марблс. Способствуют развитию моторики пальчиковые игры с музыкальным сопровождением( CD “Пальчиковая гимнастика» Л.Яртовой), со стихами и без них.Например, такие игры:
• «Пальчики здороваются»-соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем.
• «Ножницы»- разведение пальцев в стороны.
• « Дельфинчики»- пальчики выныривают из кулачка.
• « Солнышко-тучка»- сжимают и разжимают кулачки.
• «Футбол»- забивание шариков пальцами.
• «Пальчики приклеились»- пальцы поочерёдно отклеиваются от стола.
• «Кулак-ребро-ладонь»-поочерёдная смена положения рук.
• «Лесенка»- к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки, а затем наоборот.
Упражнения, основанные на хватательных движениях, и упражнения, развивающие силу кисти:
• Игра с теннисной ракеткой и мячом.
• Игра «Палочка». (Дети встают в круг. Педагог ставит палку на середину круга, придерживая её рукой. Затем он называет имя ребёнка или номер его и отпускает палку. Ребёнок, услышав своё имя или номер, хватает палочку, пока она не упала. ( Такую же игру можно проводить с мячом, подбрасывая его и называя имя ребёнка.)
• Конструирование из кубиков , в том числе ЛЕГО.
• Собирание пазлов, мозаики.
• Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков.
• Игра «Кто быстрее».(Наматывание верёвки на палочку.)
• Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр.
• Работа с прищепками, тестом.
• Разбор мелких предметов, круп.
• Оригами.
• Игра с юлой, мячами.
• Игра « Брикс».
• Плетение из верёвочек.
• Составление бус.

Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям:
• Работа с трафаретами.
• Штриховки, раскрашивание.
• Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами.
• Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.
С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради:
• Рисование на листочках в клетку( крупную и мелкую) узоров, печатание букв , знакомство с написанием цифр.
• Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.
Интересными пособиями являются «Волшебные обводилки» Г. М. Зегебарт и «Волшебные рисунки» А. Зарин.Вышеназванные пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности.Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировку.
Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье. Поэтому так необходимы консультации родителей и беседы с родителями о значимости систематической работы по формированию этого навыка в семье.
Педагог может порекомендовать родителям следующее:
1. Как можно чаще, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. (" Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет".)
2. Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам.
3.Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
4. Для развития руки ребёнка хороши шнуровки фабричного производства, как объемные, так и плоские. Они безопасны и прочны.
5. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.
6. Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу даже 4-х летнему ребенку под Вашим наблюдением, конечно.
7. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Категория: Уголок учителя - логопеда | Добавил: Елена (31.03.2014)
Просмотров: 1900 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz