Меню сайта

Категории раздела
Консультации [53]
Здесь Вы можете найти консультации для родителей и педагогов
Конспекты занятий [17]
Документация [1]
Уголок учителя - логопеда [5]
Праздники [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


"Ребята - логопята"


Воскресенье, 19.05.2024, 08:18
Главная » Статьи » Уголок учителя - логопеда

Игры для развития речи и мышления дошкольников.
Игра – основное занятие детей, их работа. Именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Иногда для ребенка в игре сложное становится доступным. «Один неспособный мальчик, - писал Я.Корчак, - придумал себе такую игру: «Когда я решаю задачу, цифры – это солдаты, а я полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, - это аэропланы. Каждое выученное слово – сто метров вверх». Так значит, игра — это не просто развлечение, а накопление знаний для освоения родного языка, общения и развития мышления. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, и речь. Играть можно не только с игрушками, но и со словами, при этом развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление, моторику)
Такие игры подразумевают различные операции со словами: членение слова на значащие части, подставление или отображение букв, перестановка букв и т. д. Подобные игры тренируют память, языковое чутье и зоркость, а также формируют творческое мышление, фантазию. Например:
 Шарада — игра, в которой загаданное слово делится на несколько частей, являющихся отдельными словами. Описательное представление слова носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать, т.е. театрально представлять отдельные части, целое загаданное слово.
 Метаграммы — это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа. Например: «Когда я с Т, на мне плывут, когда я с Д, меня сорвут»(Плот — плод).
 Логогриф — такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа. Например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост;
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, если педагогу и родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки. Есть еще много увлекательных игр, которые весьма серьезны по своему содержанию, но они даны в форме дидактических игр и направлены на развитие не только речи, как одного из психических процессов, но в них комплексно задействованы все остальные, такие как: восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты). Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающимися (например, "береза", "дуб", "липа", и "ель"). Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника и закрепления обобщающих понятий.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите ребенку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите ребенка угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями. Если ему трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото). Предложите ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать, какая игрушка занимает не свое место. Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиваться.
Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание. Игра поможет развитию логического мышления, пространственной ориентации и умения действовать по определенной схеме.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в "звуки". Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук "а" стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски. Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можно пофантазировать и рассказать, что именно изображено на рисунке. Такое занятие способствует расслаблению, снятию напряжения, эмоциональной разрядке и развивает связную речь.
Дошкольники могут и хотят учиться — это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти. И именно логическо-лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, мыслительной деятельности, позволяют детям проявлять интеллектуальную инициативу, являющейся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Категория: Уголок учителя - логопеда | Добавил: Елена (19.03.2014)
Просмотров: 655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz